Разделы сайта

Категория:

...

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

28.07.2020 05:05:52 | Автор: Анна

Чем дальше в лес, тем толще партизаны... А задачи сложнее. Но и интереснее!

Задача 1.

На наклонной плоскости с углом И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс покоится брусок массой И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс. Чему равна сила трения действующая на него? Коэффициент трения между бруском и поверхностью равен И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс.

  1. И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс
  2. И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс
  3. И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс
  4. И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Решение.

Поскольку брусок покоится, из второго закона Ньютона для него

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс


К задаче 1

Направим оси прямоугольной системы координат следующим образом: ось ОИ снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс направим вдоль наклонной плоскости, а ось ОИ снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс — перпендикулярно ей. Перепишем второй закон Ньютона в проекциях на оси ОИ снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс и получим, что

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Замечание: ответ И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс неверный, поскольку тело не скользит и не сказано, что сила трения покоя максимальна.

Ответ: 1.

 

Задача 2.

Ученик, выполняя лабораторную работу по физике, тянет брусок вдоль горизонтальной поверхности с помощью динамометра. При этом брусок движется равномерно прямолинейно, а показания динамометра составляют И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс Н. Масса бруска И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс г, масса динамометра И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс г. Массой пружины можно пренебречь. В процессе всех опытов она располагается горизонтально. Ускорение свободного падения принять равным И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс м/cИ снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс.


К задаче 2

  1. Чему станут равны показания динамометра если брусок будет двигаться с ускорением И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс м/cИ снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс?
  2. Чему при этом равна сила, с которой ученик действует на динамометр?

Ответы выразить в Н, округлив до десятых.

Решение.

Заметим, что показания динамометра равняются величине силы, с которой он действует на брусок. Поскольку в первом случае брусок движется равномерно, из второго закона Ньютона получается, что И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, где И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс — сила трения скольжения, действующая на брусок.

Пусть теперь брусок движется с ускорением И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, а показания динамометра при этом составляют И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс. Поскольку сила трения, действующая на брусок, не меняется, из второго закона Ньютона

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Таким образом, новые показания динамометра равны

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Найдём силу И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, с которой мальчик действует на динамометр. Разобьём её на две составляющие: И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, благодаря которой мальчик тянет систему «динамометр+брусок» вдоль стола, и И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, уравновешивающая силу тяжести И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, действующую на динамометр, поскольку мальчик держит его на весу. Из второго закона Ньютона получается, что

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Таким образом, сила воздействия мальчика на динамометр равна

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Ответ: на вопрос 1: 1,1 Н;  на вопрос 2: 1,3 Н.

Задача 3.

Мотоциклист едет по горизонтальной поверхности со скоростью И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс км/ч. Найти минимально возможный радиус дуги, который может описывать мотоциклист, не снижая скорости, если коэффициент трения колёс об асфальт равен И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс. Ответ выразить в м, округлив до целых.

Решение.

На мотоциклиста действуют сила тяжести И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, сила реакции опоры И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс и сила трения, сообщающая ему необходимое для поворота центростремительное ускорение.


К задаче 3

Из второго закона Ньютона в проекциях на вертикальную ось следует

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Мотоциклист обладает центростремительным ускорением И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, направленным горизонтально к центру дуги. Поэтому, из второго закона Ньютона в проекциях на вертикальную ось

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

При минимально возможном радиусе кривизны траектории мотоциклиста сила трения покоя между колёсами и асфальтом достигает максимально возможного значения

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Получаем И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, откуда искомый радиус равен

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Ответ: 125 м.

Задача 4.

К концам троса, перекинутого через блок, привязаны бруски с массами И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс и И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, находящиеся на гладкой наклонной плоскости с углом наклона И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс. При каком минимальном значении коэффициента трения И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс между брусками они будут покоиться?


К задаче 4

Ответ округлить до сотых.

Решение.

  1. Пусть нижний брусок с массой И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс движется вниз вдоль наклонной плоскости с ускорением И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс. Введём систему координат: ось И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс направим вдоль наклонной плоскости, ось И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс перпендикулярно ей. Рассмотрим силы, действующие на нижний брусок. Это сила тяжести И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, нормальная сила реакции И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, сила натяжения нити И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, сила давления со стороны верхнего бруска И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс и сила трения, действующая со стороны верхнего бруска И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс.Из второго закона Ньютона для нижнего бруска в проекциях на оси И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс и И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс получим, что

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

  1. В силу того, что трос нерастяжим, верхний брусок движется с тем же ускорением И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс вверх по наклонной плоскости под действием силы тяжести И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, силы реакции И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс, силы натяжения нити И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс и силы трения со стороны нижнего бруска И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс. Из второго закона Ньютона для верхнего бруска в проекциях на оси И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс и И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс получим

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

  1. Исходя из третьего закона Ньютона для взаимодействия двух брусков определим

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

  1. Поскольку система из двух брусков покоится, то их ускорения равны нулю, и из системы написанных уравнений получим

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Решая систему уравнений (1) и (2), видим, что коэффициент трения равен

И снова трение: продолжаем готовиться к олимпиадам. 9 класс

Ответ: 0,87.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *