Просто о физике, математике, электротехнике
Просто о физике, математике, электротехнике
Категория: Движение под углом к горизонту, Олимпиадная физика

Бросаем под углом к горизонту. Олимпиадная подготовка, 9 класс.

В этой статье будем бросать тела горизонтально и под углом к горизонту, и рассчитывать расстояния между ними или их скорости спустя некоторое время. Подробнее про треугольники скоростей и перемещений можно почитать здесь: “Геометрический подход к баллистическим задачам”

Задача 1. Мяч, брошенный одним игроком другому под углом к горизонту со скоростью \upsilon_0=20 м/с, достиг высшей точки траектории через \tau=1 с. На каком расстоянии друг от друга находились игроки? Сопротивление воздуха не учитывать, ускорение свободного падения принять равным 10 м/c^{2}. Ответ дать в метрах, округлив до целых. Высота игроков одинаковая.

Решение.

Весь полет в силу симметрии параболы длился по времени 2\tau. Применим треугольник перемещений, в котором учтем, что вектор перемещения – горизонтален. Следовательно – сам треугольник – прямоугольный! Тогда можно воспользоваться теоремой Пифагора 4\upsilon_0^2\tau^2=L^2+4g^2\tau^4, откуда

    \[L=2\tau\sqrt{\upsilon_0^2-g^2\tau^2}=35.\]

Ответ: 35 м.

 

Задача 2. Тело брошено горизонтально со скоростью \upsilon=10 м/с. Определите величину скорости тела через t=1 с после начала полета. Ускорение свободного падения g=10 м/c^{2}. Ответ дать в м/с, округлив до десятых.

Решение.

Воспользуемся треугольником скоростей. Так как он прямоугольный, по теореме Пифагора найдем модуль конечной скорости.

Получим \upsilon_k=\sqrt{2} \upsilon=14,1 м/с.

Ответ: 14,1 м/с.

Задача 3. Тело брошено с балкона башни вверх под углом \alpha=30^{\circ} к горизонту со скоростью \upsilon_0=10 м/с. Определите модуль угла наклона скорости тела к горизонту через 2 с после начала полета. Ускорение свободного падения g=10 м/c^{2}. Ответ дать в градусах, округлив до целых.

Решение.

Из треугольника скоростей, с учетом \alpha=30^{\circ}, нетрудно заметить, что угол между начальной и конечной скоростью 90^{\circ}. Следовательно, угол между конечной скоростью и горизонтом 60^{\circ}.

Ответ: 60^{\circ}.

 

Задача 4. Со скалы, возвышающейся над морем, бросили камень под углом \alpha=30^{\circ}. к горизонту. Найти время полёта камня \tau, если известно, что непосредственно перед падением в воду его скорость была равна \upsilon=20 м/с и направлена под углом \beta=60^{\circ} к горизонту. Ускорение свободного падения g=10 м/c^{2}. Ответ дать в секундах, округлив до десятых.

Решение.

Воспользуемся треугольником скоростей. Из условия задачи следует, что он прямоугольный. Изменение скорости g\tau=\frac{\upsilon }{\cos \alpha}, откуда \tau=\frac{\upsilon }{g\cos \alpha}=2,3 с.

Ответ: 2,3 с.

Задача 5. Баскетболист бросает мяч в кольцо. Скорость мяча после броска \upsilon_0=8 м/с и составляет угол \alpha=60^{\circ} с горизонтом. С какой скоростью мяч попал в кольцо, если он долетел до него за \tau=1 с? Ускорение свободного падения g=10 м/c^{2}. Ответ дать в м/с. Округлить до целых.

Решение.

Воспользуемся треугольником скоростей. Угол между вектором начальной скорости и вектором изменения скорости g\tau равен 90^{\circ}-\alpha=30^{\circ}. По теореме косинусов можно найти модуль вектора конечной скорости

    \[\upsilon=\sqrt{\upsilon_0^2+2g^2\tau^2-g\tau\cos(90^{\circ}-\alpha)}=5.\]

Ответ: 5 м/с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *