Свободное и "несвободное" падение. Подготовка к олимпиадам, 9 класс.
В статье предложены задачи на свободное падение тел. Будем использовать среднюю скорость и закон нечетных чисел.
Задача 1.
Тело, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью , падало до земли время
с, а тело, брошенное из этой же точки вертикально вниз с такой же по величине начальной скоростью
, падало
с. Какое время из этой точки будет падать тело, брошенное без начальной скорости?
м/
. Ответ дать в секундах. Округлить до целых.
Решение.
Пусть тело бросают с высоты . Пусть ось
направлена вертикально вверх, а начало координат находится на земле. Тогда начальная координата тела
. Запишем уравнения движения для трех случаев движения тела.
Для броска с начальной скоростью вертикально вверх можно записать
для броска вертикально вниз выражение будет таким:
а для броска без начальной скорости следующим:
Зная из условия, что получим:
откуда выразим начальную скорость
Подставляя найденную начальную скорость в уравнение
или
получим высоту, с которой бросают тело
Теперь используем то, что
подставим в данное уравнение найденную ранее высоту и получим, что
Ответ: 6 с.
Задача 2.
Шарик начал падать без начальной скорости с высоты м. С задержкой в половину времени падения первого шарика из той же точки вдогонку с начальной скоростью бросили другой шарик. Чему должна быть равна минимальная начальная скорость второго, чтобы он успел долететь до земли раньше первого?
м/
. Ответ выразить в м/с, округлив до целых.
Решение.
Известно, что тела бросают с высоты . Направим ось
вертикально вверх и поместим начало координат в точку, расположенную на земле. Тогда начальная координата обоих тел
. Заметим, что второе тело необходимо бросать вертикально вниз. Пусть его бросают с минимальной скоростью
. Запишем уравнения движения для обоих тел. Для первого тела
и для второго тела
Заметим, что второе уравнение справедливо только лишь для моментов времени , так как до этого второе тело не двигалось.
Первое уравнение, если его записать для момента времени , будет выглядеть так:
откуда время падения первого тела
Если второй шарик бросают с минимальной скоростью, то он должен долететь до земли хотя бы одновременно с первым. Если его будут бросать с большей скоростью, то он перегонит первый и условие задачи выполнится. Для второго шарика, учитывая это условие, получим
Подставив , получаем:
и окончательно
Ответ: 15 м/с.
Задача 3.
Тело, свободно падающее с некоторой высоты, за время с после начала движения проходит путь в
раз меньший, чем за такой же промежуток времени в конце движения. Найти высоту
, с которой падало тело
м/
. Ответ выразить в метрах, округлив до целых.
Решение.
Конечная скорость при падении с высоты будет
Для первого участка
для последнего участка путь можно записать как
Или
Получим
Подставляем скорость и находим
Ответ: 320 м.
Задача 4.
За последнюю секунду падающее тело прошло путь в 2 раза больший, чем за предпоследнюю секунду. С какой скоростью тело ударилось о землю? м/
. Ответ дать в м/с.
Решение.
Средние скорости на последней и предпоследней
секунде отличаются в два раза и на 10 м/с. Следовательно, они равны
м/с и
м/с. Но скорость
равна скорости тела на середине последней секунды. До конца разгона остается ещё 0,5 с. За это время тело успеет разогнаться ещё на 5 м/с. Конечная скорость 25 м/с.
Ответ: 25 м/с.
Задача 5.
От основания гладкой наклонной плоскости снизу вверх скользит льдинка. Через с и
с от начала движения она дважды побывала на расстоянии
см от основания плоскости. Определите начальную скорость льдинки. Ответ дать в см/с. Округлить до целых.
Решение.
Начало координатной оси поместим в основание наклонной плоскости и направим ось вверх вдоль нее. С учетом направлений векторов перемещения, ускорения и начальной скорости запишем уравнения для перемещения в проекциях на ось
для моментов
и
. Получим:
и
Решая эту систему относительно , найдем
Ответ: 45 см/с
Задача 6.
Торможение приближающегося к станции поезда началось на расстоянии м от нее. На каком расстоянии
от станции окажется поезд, идущий со скоростью
м/с через
с после начала торможения с ускорением
м/
? Ответ дать в метрах. Округлить до целых.
Решение.
Если предположить, что торможение длилось все 7 секунд, то проекция конечной скорости должна стать отрицательной
Поскольку вряд ли поезд, остановившись, двинулся в обратную сторону, то движение длилось до остановки поезда, а оставшуюся часть времени поезд просто стоял на месте. Тормозной путь поезда при движении с начальной скоростью и ускорением
до полной остановки
Окончательно, расстояние до станции
Ответ: 110 м.
Задача 7.
Тело из состояния покоя начинает движение с постоянным ускорением. Определите отношение путей пройденных телом за 99-ю и 4-ю секунду движения. Ответ округлите до целых.
Решение. Воспользуемся законом "нечетных чисел". Тогда за -тую секунду тело проходит путь
где с — единичный интервал времени.
Тогда отношение путей за -тую и
-тую секунды
Откуда получаем ответ
Ответ: 28.
Задача 8.
С большой высоты вверх бросают тело с начальной скоростью м/с. Какой путь
пройдет тело за первые
с движения?
м/
.
Ответ дать в метрах. Округлить до целых.
Решение.
Найдем время подъема тела с.
За время подъема тело успеет пройти
За оставшееся время оставшийся путь
Общий путь
Ответ: 50 м.
Анна
[latexpage] Работа за цикл в обоих случаях (и для А, и для В) равна $A=\Delta p\Delta V$. Тогда КПД...Григорий
спасибо!...Алишер
Можно где можно посмотреть решения 27-ой...Анна
Вас какой точно вариант интересует - 104 или...Анна
Нет, полного решения...